История школы

Вчера и сегодня гимназии №13

 

     «В начале жизни школу помню я…» -

 

эти слова А.С. Пушкина близки и понятны всем нам. 
    

 

    Впервые двери тринадцатой школы распахнулись для ребят в сентябре 1938 г. Из воспоминаний Елены Александровны Гецеу, заслуженного учителя школ РД, которая отдала педагогической деятельности более 50 лет, и вся она прошла в школе №13: "В городе было 3 школы-десятилетки - №1, №2, №5. В 1938 году открылась наша школа, но здание не было полностью готово, поэтому часть классов занималась в других школах. Очень трудно было работать первый год. Школа стояла на окраине города, кругом были кукурузные поля, только вдали белели здания центральной больницы. Все учащиеся делали все, что могли для подготовки школы. Новый 1939-й год вся школа встречала в своем здании".

 

 

 

 

    В 1940 году школу возглавил Лукьянов Яков Терентьевич.

 

 

 

 

 Хочу такой сайт

     Вместе с ним была назначена заместителем директора молодая учительница Галина Алексеевна Головятенко–Бамматова. Уже тогда педагогический коллектив школы успешно решал задачи образования воспитания подрастающего поколения. Школа завоевывала и прочно удерживала первые места по военно-спортивной, oборонно-массовой, учебной и воспитательной работе. В 1940 году на январской конференции учителей школа получила переходящее Красное знамя.
А всего через год, в "роковом сорок первом" – первый выпуск в школе – выпускники двух десятых классов впервые встречали рассвет у моря, не зная, что враг уже топчет святую землю нашей Родины.
        Наутро после выпускного вечера вчерашние выпускники и девятиклассники, во главе с директором школы Лукьяновым Я.Т. пришли в военкомат записываться добровольцами на фронт». Так началась боевая история школы. Выпускники "тринадцатой" прошли славный боевой путь, многие не вернулись с кровавых полей войны, но память о них бережно хранят в школе. Это Лукьянов Я.Т., Вдовухин Е., Володин П., Кочетков В., Месковский А., Поршнев В., Шейников Б., Зубенко В., Кравченко И., Насибулин Р. и другие. В годы войны в здании школы разместился военный госпиталь.

 

 

 

    Лишь ночью классы затихают,
      Живые тени здесь встают,
              Они о прошлом вспоминают
            И нам покоя не дают…
Здесь тени видели немало
         Страдания раненых бойцов.
         Под окнами ее скрипели
                    Телеги бледных мертвецов…
       Но многих возвращала к жизни
Она в суровые те дни.
       Ее уход, заботу, ласку
            Навек запомнили Они.
                                            (Бирюков Андрей)
    

 

    Из воспоминании бывшей ученицы Клавдии Ивановны Савченко: "Я училась в школе № 13 во время войны. Здание школы отдали под госпиталь. Учились мы в полуподвальных помещениях, а домашние задания выполняли при свете коптилок. Писали на газетах между строчками, т.к. не было тетрадей. Учебников не хватало. Одним учебником пользовались 5-6 учеников. Но, несмотря на все эти трудности, мы учились хорошо и жили дружно. Кроме того, ходили в госпиталь, размещавшийся в наших классах, помогали ухаживать за раненными, писали письма их родным, выступали с концертами".
        Эти воспоминания перекликаются со строками стихотворения, сочиненного выпускником гимназии Бирюковым Андреем:
    

 

А после тяжких испытаний
     Лишений, голода, войны
        Она работала на славу
                     И стала гордостью страны.
    

 

        Более 20 лет в школе шла большая поисковая работа под руководством учителя литературы Пастернак С.О. по восстановлению военной судьбы бывших учеников/ участников Великой Отечественной войны. Она завершилась созданием музея Боевой Славы, который был открыт в 1985 году – году 40-летия Великой Победы. В память о павших за Родину на стене школы установлена мемориальная доска.
        После войны в 50 – 60-е г. г. директором школы была Карпенко Ольга Дмитриевна. В школе успешно решались вопросы трудового обучения и развития разнообразных интересов учащихся. Силами учащихся и их родителей были построены школьные мастерские. В школе уделялось немалое внимание организации работы детских общественных организаций, самоуправлению. Успешно решалась проблема эстетического воспитания. Организуется малая Третьяковка, где выставлялось до 400 репродукций, велась переписка с Государственной Третьяковской галереей. Участники школьного хора, кружка национальных и балетных танцев были первыми на городских мероприятиях.
        В сентябре 1962 года школа получила статус школы с углубленным изучением английского языка – первая и пока единственная в республике.
Энтузиастами этого преобразования были директор Карпенко Ольга Дмитриевна, первый заместитель директора Шейнман Яков Самойлович (в течение 24-х лет возглавлявший этот участок) и первые учителя по английскому языку Менкржевская Светлана Ивановна, Шахназарова Зумруд Запировна, Ройтман Л., Пономаренко Борис Адольфович., Козлова Нелля Валентиновна, Богдан Людмила Анатольевна, Кадиева Д. Ш. Творческие командировки заместителей директора во многие города России (Москва, Ленинград, Пятигорск, Орел, Кисловодск), изучение опыта специализированных языковых школ, тесное сотрудничество с кафедрой английского языка факультета романо-германской филологии ДГУ, курсы повышения квалификации помогали становлению школы в новом качестве, совершенствованию знаний методической грамотности учителей английского языка.
        В 1966 году вводится преподавание отдельных предметов на английском языке. Географию преподавали Гайворонская О. Л., Дамадаева П. А., Зайцева Н. В.; историю – Синева Н. М.; литературу - Зубашевская Т.С., Гунаева Р. С., Борчалинская С. В.;технический перевод – Шейнман Я. С., Пономаренко Б . А., Гайворонская О.Л. возглавила работу КИДа, который вел обширную переписку, проводил ярмарки солидарности, сборы от которых передавались в Фонд мира.
        С 1966 по 1977 г.г. во главе школы стоял Чиненный Николай Ильич, участник ВОВ, заслуженный учитель школ РД. В эти годы значительно укрепилась учебно-материальная база, сделаны первые пристройки: спортзал, актовый зал, корпус для начальных классов. Это позволило перейти на кабинетную систему обучения. Приобрели много оборудования, наглядных пособий и технических средств обучения. Из воспоминаний Николая Ильича: "Очень пострадало здание школы от землетрясения в 1970 году, но какой энтузиазм и самоотверженность проявили учителя, никто не роптал. Работали в пыли, грязи, убирая мусор, осыпавшуюся штукатурку". 
        Не считаясь со временем и усталостью, всегда кропотливо несли свою нелегкую ношу, и зачастую безропотно подчиняясь одному слову "нужно" заместителя директора Хачумовой Н.Ш., Карпенко О.Д., Шейнман Я.С., Шариева А.А., Стреблянская Г.Б. С ними было приятно работать, это люди удивительно беспокойные, переживающие за дело, честь и славу школы".

 

    В средней школе №13 всегда был дружный, работоспособный, творческий педагогический коллектив, который успешно претворял в жизнь прекрасные традиции, всегда отличавшие нашу школу. Все новое, передовое, появлявшееся в педагогике, апробировалось и внедрялось в школе, но с творческим подходом. Сила общественного мнения была в школе главным мерилом чести, славы и таланта учителя.
        По словам Николая Ильича: "Умный и талантливый учитель всегда горд и независим, всегда умеет без подсказок администрации самостоятельно творить". Учителя творили не только на уроке, но и вне его. В школе долгое время существовал коллектив художественной самодеятельности учителей. Учителя танцевали, пели в хоре и солировали. Вот имена наиболее активных артистов: Урбановская З. В., Менкржевская С. И., Калинина Г. Д., Шейнман Я. С., Балашов Э. Ф., Постнов А. С., Подпалова Г. К., Борчалинская С. В., Дамадаева П. А. А спектакли и водевили классического и современного репертуара, поставленные под управлением самодеятельного дирижера Пастернак С. О, имели громкий успех у зрителей.
        С 1978 по 1987 г. г. школой руководила Маргарита Аванесовна Астратьянц, которая прошла путь от пионервожатой, учителя до директора. Сама мастер педагогического труда, прекрасный методист, она укрепила главную традицию школы – преемственность, стремление перенять все лучшее от умудренных опытом коллег, эстафету нелегкого труда, чести и доблести. На базе школы проходили городские и республиканские мероприятия по обмену опытом. Учащиеся школы принимали участие в телевизионных конкурсах и турнирах. В школе проводилась обширная внеклассная работа: встречи с артистами драмтеатра, писателями и поэтами. В гостях у учащихся были: А. Алексин, С. Михалков, Н. Доризо, Р. Гамзатов, Ф. Алиева, артисты Ленинградского театра драмы имени А. С. Пушкина. В школе сложились интересные традиции по военно-патриотическому воспитанию и подготовке юношей к службе в рядах Российской Армии. Команда школы неоднократно занимала первые места в военно-спортивной игре «Зарница». Более 80 юношей – выпускников школы закончили военные училища.
        На базе музея Боевой Славы проходили встречи с ветеранами войны, выпускниками военных училищ, служащими Российской Армии.
Агитбригада под руководством Синевой Н. М. была одной из лучших в городе.
        Наступил 1987 год. В школу пришел новый директор Магомедов Али Багандович. Хороший организатор, отлично знающий нужды школы, он энергично взялся за переоборудование старого школьного здания. За короткое время был настелен паркет в коридорах и классных комнатах, уютный и современный вид приобрела школьная столовая, значительно расширился пищеблок; появился хорошо оборудованный малый спортзал, где проходят занятия начальных классов, был оборудован компьютерный класс. Учебные кабинеты пополнялись мебелью, наглядными пособиями. Удалось реконструировать первый этаж здания, закончить покрытие паркетом всех этажей, заменить оконные рамы и двери.

 

 

 

Презентация о школе: фото учителей, работавших раньше

 

          В настоящее время педагогический коллектив школы насчитывает более 140 человек. Не всякая школа может гордиться тем, что 25 процентов педагогического коллектива - это ее бывшие ученики. В школе работают 3 поколения ее выпускников. А сколько еще наших выпускников посвятили себя педагогической деятельности и работают в школах и ВУЗах нашей республики и страны?
Есть в коллективе признанные мастера педагогического труда. В 1998 г. школа получила Грант соросовской программы. Наша школа в течений 3-х лет (1996-98 г.г.), становилась лауреатом конкурса "Школа года".
Много было сделано для качественного обновления методики преподавания и повышения профессионализма учителей Дамадаевой П. А., которая в течение 8 лет была заместителем директора по английскому языку. Процесс творческих инновационных преобразований продолжается и сейчас.
        В 1996 г. введено преподавание нового курса "Страноведение" на английском языке. Перед учителями английского языка стояла сложная задача – организовать изучение предмета, который включает несколько блоков, при отсутствии государственной программы и учебников. Была создана творческая группа, которая занялась разработкой программы, поиском и сбором материалов.
Авторами программ по страноведению являются учителя: Борчалинская С. В., Гайворонская О. Л., Гунаева Р. С., Дамадаева П. А., Зайцева Н. В., Исмаилова Е. Д. Более того, Борчалинская С. В. кроме программы для 9-го класса по теме: «Дагестан в блоке “Регионоведение"» составила и издала учебное пособие в помощь учителям и учащимся, развивающее и воспитательное значение которого для учеников нельзя не оценить.
        В 2001 г. в школе была начата работа по изменению ее статуса, т.е. превращения ее в гуманитарную гимназию. Одним из этапов этого преобразования является хорошо поставленный процесс эстетического воспитания. Инициаторами и организаторами этого процесса являются словесники школы. Методическое объединение учителей русского языка и литературы имеет давние, прочные традиции, помогает и сегодня становлению молодой смены.
Ежегодно 98 % выпускников школы поступают в ВУЗы, из них 30 % - на факультет иностранных языков. Многие из выпускников стали выдающимися учеными и общественными деятелями, учителями, врачами, инженерами, строителями или просто хорошими, добрыми людьми, нигде и никогда не запятнавшими честь школы. Так, мы гордимся доктором юридических наук, членом Конституционного суда РФ Гаджиевым Гадисом Абдуллаевичем. Успешно совмещает научную и общественно-политическую деятельность доктор медицинских наук, депутат парламента РФ Аскерханов Гамид Рашидович. Заведует кафедрой английского языка в институте МО, штатный переводчик ООН, кандидат филологических наук Бондарь Валерий. Плодотворно трудятся доктора медицинских наук Махачева Заира, Магомедова Земфира, доктор филологических наук Шейхов Энвер. Этот список можно было бы продолжить.
        Идет время, приносит с собой новые заботы и тревоги, но не стареет школа. Каждую весну на просторном школьном дворе выстраиваются стройные ряды юношей и девушек. С замиранием сердца слушают они нежную трель последнего звонка прощания со школой. Но уже 1-го сентября на смену закончившим школу приходят взволнованные первоклассники. И снова школьный двор оглашается детскими голосами, расцветает яркими букетами осенних цветов, озаряется сияющими детскими улыбками. И хочется привести слова из сочинения одного из выпускников: "Школе – 70 лет. Она достигла почтенного возраста, но выглядит прекрасно и молодо, С годами она все хорошеет. Ведь тот, кто вошел в нее, всегда будет стремиться к ее совершенствованию и обновлению".
У школы богатая биография, и она продолжается. У нас те же трудности и проблемы, что и у других работников народного образования, но энтузиазм и оптимизм, и надежды на молодую смену помогают нам в дальнейшей работе.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8722 67 29 85

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».