Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа по учебному предмету «Информатика» для 7–9 классов», составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи. В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний») В состав учебно-программного и методического комплекса входят: Учебник «Информатика» для 7 класса Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. Год издания: 2013 Информатика Программа для основной школы. 5-6 классы. 7-9 классы Авторы: Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. Год издания: 2013 Дополнительно используется Рабочая тетрадь для 8 класса Информатика и ИКТ Авторы: Л.Л.Босова, А.Ю.Босова Электронное приложение к учебнику 7 класса в авторской мастерской Л.Л.Босовой на сайте Бином: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ В методической системе обучения предусмотрено использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) по информатике из Единой коллекции ЦОР (school-collection.edu.ru) и из коллекции на сайте ФЦИОР (http://fcior.edu.ru). Изучение информатики в 7–9 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя: формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире; совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.); воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ Основная задача курса — сформировать готовность учащихся к активной учебной деятельности в информационной образовательной среде школы, к использованию методов информатики в других школьных предметах, подготовить учащихся к итоговой аттестации по предмету за курс основной школы и к продолжению образования в старшей школе. Формы организации обучения: урок с проведением индивидуальной, парной, групповой деятельности. Методы обучения: По источнику знаний: словесные, наглядные, практические; По уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительноиллюстративный; По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный. Технологии обучения: индивидуально-ориентированная, разноуровневая, ИКТ. Результаты обучения Способы проверки и оценки результатов обучения: устные опросы, проверочные работы, интерактивные задания, тестовый контроль, практические работы. Изучение информатики в основной школе должно обеспечить: • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель, и их свойствах; • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической; • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицу, схему, график, диаграмму, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Содержание учебного курса Содержание рабочей программы соответствует содержанию авторской программы курса Информатика и ИКТ. 7–9 классы Автор: Босова Л.Л. Год издания: 2013 М: Бином Лаборатория знаний http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppup7-9.doc Требования к уровню подготовки обучающихся (планируемые результаты изучения учебного предмета, В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен знать/понимать виды и роль информационных процессов; примеры источников и приемников информации; единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации; способы кодирования информации алфавитный подход к определению количества информации содержательный подход к определению количества информации программный принцип работы компьютера; анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств файловая система определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач определять основные характеристики операционной системы планировать собственное информационное пространство выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий; распознавать потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ; оценивать предлагаемые пути их устранения. уметь оценивать информацию с позиции ее свойств; приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов; выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности; оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт) получать информацию о характеристиках компьютера оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности; оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации; осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума; искать информацию с применением правил поиска (построения запросов), в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам; пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем); проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов; создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы; организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов; передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм. Учебно-тематический план 1 2 3 4 5 6 Формы контроля (контрольная работа, тест, устный контроль, зачет и др) Др. формы проведения Экскурсии № п/п Практические занятия В том числе Название темы Всего часов Информация и информационные процессы Компьютер как универсальное устройство обработки информации Обработка графической информации Обработка текстовой информации Мультимедиа Повторение 8 2 ПР, тест, КР 7 5 КР, ПР 4 ПР, тест 9 7 ПР, КР 4 2 3 ПР, тест, ПР, тест Всего: 34 часа Календарно-тематическое (поурочное) планирование Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация и её свойства 2 Дата Тема урока проведен ия урока 1 № п/п Коммуникативные: Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания; умение работать с учебником; Познавательные: получают целостные представления о роли ИКТ при изучении школьных предметов и в повседневной жизни; формируется способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества Регулятивные: Ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно; организация рабочего места, выполнение правил гигиены учебного труда ВВЕДЕНИЕ Метапредметные УУД Тема «Информация и информационные процессы» Научатся: определять Регулятивные: принятие учебной цели виды информационных сигналов, виды Познавательные: понимание информации по способу общепредметной сущности понятий восприятия, оценивать «информация», «сигнал»; информацию с позиции ее Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, Получат возможность: углубить общие представления о месте информатики в системе других наук, о целях изучения курса информатики; Научатся: выполнять требования по ТБ Планируемые результаты Предметные Получат представления об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, Формируются умения и навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. Личностные УУД Презентация к § 1.1 http://metodist.lbz. ru/authors/informat ika/3/eor7.php, примеры, характеризующие свойства информации Подготовить сообщение «Информатика — это... Домашнее задание 4 3 Научатся: классифицировать информационные процессы; приводить примеры сбора и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике; Получат возможность: углубить общие представления об информационных процессах и их роли в Получат возможность: углубить общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире Информацион Научатся: приводить ные процессы. примеры хранения и передачи информации в Хранение и деятельности человека, в передача живой природе, обществе, информации технике; строить модель информационного процесса передачи информации Информацион ные процессы. Обработка информации Получат возможность: углубить общие представления об информации и еѐ свойствах; свойств государства, общества Регулятивные: принятие учебной цели понимание значимости информационной Познавательные: навыки анализа деятельности для процессов в биологических, современного технических человека. и социальных системах, выделения в них информационной составляющей; общепредметные навыки обработки информации; Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, умение слушать и слышать, рассуждать Регулятивные: принятие учебной цели понимание значимости информационной Познавательные: навыки анализа деятельности для процессов в биологических, современного технических человека. и социальных системах, выделения в них информационной составляющей; общепредметные навыки обработки информации; Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, умение слушать и слышать, рассуждать компьютера, умение слушать и слышать, рассуждать Презентация к § 1.2 http://metodist.lbz. ru/authors/informat ika/3/eor7.php, р.т. 60 Презентация к § 1.2 http://metodist.lbz. ru/authors/informat ika/3/eor7.php, Сообщ. о профессиях, связанных с обработкой информации Всемирная паутина как информацион ное хранилище Представлени е информации Дискретная форма представлени 5 6 7 навыки концентрации внимания Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, Познавательные: понимание Научатся: понимать отличия между непрерывной формой Получат возможность: обобщить представления о различных способах представления информации Научатся: определять знаковую систему представления информации; устанавливать общее и различия в естественных и формальных языках. Получат возможность: расширить представление о WWW как всемирном хранилище информации; сформировать понятие о поисковых системах и принципах их работы; владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; Познавательные: основные ответственное универсальные умения отношение к информационного информации с учетом характера: постановка и правовых и этических формулирование проблемы; поиск и аспектов ее выделение необходимой информации, применение распространения; развитие чувства методов информационного поиска; личной Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, ответственности за качество окружающей компьютера, умение слушать и информационной слышать, рассуждать, инициативное среды. сотрудничество в поиске и сборе информации, управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера. представления о Регулятивные: принятие учебной языке, его роли в цели, планирование, передаче собственных Познавательные: понимание мыслей и общении с общепредметной сущности понятия другими людьми «знак»; общеучебные умения анализа, сравнения, классификации Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, умение слушать и слышать, рассуждать Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация труда Научатся: осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку), сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них; современном мире Презентация к § 1.5 http://metodist.lbz. Презентация к § 1.4 http://metodist.lbz. ru/authors/informat ika/3/eor7.php, Придумать пиктограмму. Презентация к § 1.3 http://metodist.lbz. ru/authors/informat ika/3/eor7.php, Подготовить вопрос-загадку на поиск в интернете. Единицы измерения информации Обобщение и систематизац ия основных понятий темы Информация и информацион ные 8 9 Научатся: кодировать и декодировать информацию по известным правилам кодирования; определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с Получат возможность: научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения; научиться оценивать информационный объем сообщения, записанного символами произвольного алфавита Научатся: свободно оперировать с единицами измерения информации; находить информационный объем сообщения Получат возможность: углубить понимание роли дискретизации информации в развитии средств ИКТ. я информации представления информации и дискретной; кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования; Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда. Познавательные: основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к Регулятивные: принятие учебной навыки концентрации цели, планирование, внимания Познавательные: понимание сущности измерения как сопоставления измеряемой величины с единицей измерения Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, умение слушать и слышать, рассуждать универсальности двоичного кодирования; навыки представления информации в разных формах; навыки анализа информации; способность выявлять инвариантную сущность на первый взгляд различных процессов; Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, умение слушать и слышать, рассуждать Презентация к § 1.6 http://metodist.lbz. ru/authors/informat ika/3/eor7.php, тест Презентация к § 1.6 http://metodist.lbz. ru/authors/informat ika/3/eor7.php, Задания по карточкам ru/authors/informat ika/3/eor7.php, Задания по карточкам 11 10 Получат возможность: углубить представления об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире, о принципах кодирования и алфавитном подходе к измерению информации; помощью двоичного кода фиксированной длины; определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности. необходимой информации, применение методов информационного поиска; Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, умение слушать и слышать, рассуждать информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды Персональны Научатся: называть Регулятивные: принятие учебной понимание роли Тема «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» Научатся: анализировать Регулятивные: принятие учебной понимание роли Основные устройства компьютера с цели, планирование, организация, компьютеров в жизни компоненты контроль учебного труда. современного компьютера и точки зрения процедур ввода, хранения, Познавательные: обобщѐнные человека; способность их функции обработки, вывода и увязать знания об представления о компьютере как передачи информации основных универсальном устройстве обработки информации Коммуникативные: возможностях компьютера с усвоение информации с помощью Получат возможность: собственным видеотехники, компьютера, умение систематизировать жизненным опытом; слушать и слышать, рассуждать представления об интерес к изучению основных устройствах вопросов, связанных с компьютера и их историей функциях; вычислительной техники процессы. Проверочная работа Презентация к Презентация к § 2.1 http://metodist.lbz. ru/authors/informat ika/3/eor7.php, Заполнить таблицу Носители информации Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение Системы программиров ания и прикладное программное обеспечение 12 13 й компьютер. Научатся: описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров. Получат представление о программировании как о сфере профессиональной Получат возможность: научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера Научатся: классифицировать программное обеспечение персонального компьютера и основных его групп, подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче Получат возможность: систематизировать представления об основных устройствах компьютера и их функциях; основные устройства персонального компьютера и их актуальные характеристики; понимание правовых норм использования программного обеспечения; ответственное отношение к используемому программному понимание роли компьютеров в жизни современного человека; понимание значимости антивирусной защиты как важного направления информационной безопасности Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда. Познавательные: понимание назначения системного программного обеспечения персонального компьютера Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, умение слушать и слышать, рассуждать Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда. Познавательные: понимание назначения прикладного программного обеспечения персонального компьютера Коммуникативные: умение с компьютеров в жизни современного человека; способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом цели, планирование, организация, контроль учебного труда. Познавательные: понимание назначения основных устройств персонального компьютера; Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, умение слушать и слышать, рассуждать Презентация к § 2.3 http://metodist.lbz. ru/authors/informat ika/3/eor7.php, Подготовить сообщение об одном из языков программир. Презентация к § 2.3 http://metodist.lbz. ru/authors/informat ika/3/eor7.php, Подготовить сообщение об одном из приложений § 2.2 http://metodist.lbz. ru/authors/informat ika/3/eor7.php, Построить граф Устройства ПК, рт 80 Файлы и файловые структуры Пользователь ский интерфейс .14 15 Получат возможность: понимание сущности понятий «интерфейс», «информационный ресурс», «информационное пространство Научатся: определять назначение элементов пользовательского интерфейса, использовать их для эффективной работы с приложениями Получат возможность: расширить представления об объектах файловой системы и навыки работы с ними; Научатся: оперировать объектами файловой системы Получат возможность: научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера деятельности; представление о возможностях использования компьютеров в других сферах деятельности Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда. Познавательные: умения и навыки организации файловой структуры в личном информационном пространстве; Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, умение слушать и слышать, рассуждать Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда. Познавательные: навыки оперирования компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме; Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, умение слушать и слышать, рассуждать достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации ; владение монологической и диалогической формами речи понимание необходимости ответственного отношения к информационным ресурсам и информационному пространству понимание необходимости упорядоченного хранения собственных программ и данных обеспечению Презентация к § 2.5 http://metodist.lbz. ru/authors/informat ika/3/eor7.php, Построить граф Основные понятия граф. интерфейса Презентация к § 2.4 http://metodist.lbz. ru/authors/informat ika/3/eor7.php, рт 110, 111 Обобщение и систематизац ия основных понятий темы Компьютер как универсально е устройство для работы с информацией. Проверочная работа Формировани е изображения на экране компьютера Компьютерна я графика 16 17 18 Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда. Познавательные: основные навыки и умения использования компьютерных устройств; навыки создания личного информационного пространства; Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, умение слушать и слышать, рассуждать Научатся: различать векторную и растровую графику, определять типы Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда. Тема «Обработка графической информации» Научатся: определять Регулятивные: принятие учебной основные параметры цели, планирование, организация, монитора, получат контроль учебного труда. представление о Познавательные: умения выделять видеосистеме и способе инвариантную сущность внешне формирования цвета, различных объектов; научатся решать задачи на Коммуникативные: усвоение вычисление объема информации с помощью видеотехники, видеопамяти компьютера, умение слушать и слышать, рассуждать Получат возможность: систематизированные представления о формировании изображений на экране монитора Получат возможность: углубить представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; Научатся: классифицировать программное обеспечение персонального компьютера и основных его групп, оперировать объектами файловой системы пользователя» знание сфер применения компьютерной способность применять теоретические знания для решения практических задач; интерес к изучению вопросов, связанных с компьютерной графикой способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды. Презентация к § 3.2 http://metodist.lbz. Презентация к § 3.1 http://metodist.lbz. ru/authors/informat ika/3/eor7.php, рт 134, 135 Презентация к § 2.5 http://metodist.lbz. ru/authors/informat ika/3/eor7.php, тест Создание графических изображений Обобщение и систематизац ия основных понятий темы Обработка графической информации. Проверочная работа 19 20 Получат возможность: Научатся: различать векторную и растровую графику, определять типы основных графических файлов по расширению, определять размер файла изображения Получат возможность: систематизированные представления об инструментах создания графических изображений; развитие основных навыков и умений использования графических редакторов Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда. Познавательные: основные навыки и умения использования инструментов компьютерной графики для решения практических задач Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам, связанным с практическим интерес к изучению Регулятивные: принятие учебной вопросов, связанных с цели, планирование, организация, контроль учебного труда. компьютерной Познавательные: умения подбирать и графикой. использовать инструментарий для решения поставленной задачи; Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, умение слушать и слышать, рассуждать Научатся: основным приемам работы в редакторе Gimp (выделение, копирование, изменение цвета, преобразование, текст, рисование кистью и карандашом) Получат возможность: систематизированные представления о растровой и векторной графике; графики; способность применять теоретические знания для решения практических задач; интерес к изучению вопросов, связанных с компьютерной графикой Познавательные: умения правильно выбирать формат (способ представления) графических файлов в зависимости от решаемой задачи Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, умение слушать и слышать, рассуждать основных графических файлов по расширению, определять размер файла изображения Презентация к § 3.3 http://metodist.lbz. ru/authors/informat ika/3/eor7.php, тест Презентация к § 3.3 http://metodist.lbz. ru/authors/informat ika/3/eor7.php, Рисунок на свободную тему ru/authors/informat ika/3/eor7.php, рт 141, 142 компьютера, умение слушать и слышать, рассуждать Создание текстовых документов на компьютере Научатся: применять Прямое форматирован основные правила ие 22 23 Получат возможность: сформировать представления о вводе и редактировании текстов как этапах создания текстовых документов Научатся: применять основные правила создания и редактирования текстовых документов Текстовые документы и технологии их создания 21 широкий спектр Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда. Познавательные: умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для создания текстовых документов; навыки рационального использования имеющихся инструментов; Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, умение слушать и слышать, рассуждать Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда. Тема «Обработка текстовой информации» Научатся: применять Регулятивные: принятие учебной основные правила цели, планирование, организация, создания текстовых контроль учебного труда. документов Познавательные: широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и Получат возможность: коммуникационных технологий для систематизировать создания текстовых документов; представления о умения критического анализа технологиях подготовки Коммуникативные: усвоение текстовых документов; информации с помощью видеотехники, знание структурных компьютера, умение слушать и компонентов текстовых слышать, рассуждать документов; систематизированные представления об основных понятиях, связанных с обработкой графической информации на компьютере понимание социальной, общекультурной роли понимание социальной, общекультурной роли в жизни современного человека навыков квалифицированного клавиатурного письма. понимание социальной, общекультурной роли в жизни современного человека навыков квалифицированного клавиатурного письма применением компьютеров Презентация к § 4.3 http://metodist.lbz. Презентация к § 4.2 http://metodist.lbz. ru/authors/informat ika/3/eor7.php, Презентация к § 4.1 http://metodist.lbz .ru/authors/infor matika/3/eor7.php , 25 24 Визуализация информации в текстовых документах Получат возможность: усовершенствовать умения использования средств структурирования и визуализации текстовой Научатся: оформлять маркированные и нумерованные списки, создавать таблицы и графические изображения в текст Получат возможность: углубить представление о форматировании текста как этапе создания текстового документа; представление о стилевом форматировании; представление о различных текстовых форматах Научатся: использовать Стилевое форматирован возможности стилевого форматирования ие Получат возможность: углубить представление о форматировании текста как этапе создания текстового документа; представление о прямом форматировании; форматирования текста Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда. Познавательные: широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для создания текстовых документов; навыки рационального использования имеющихся инструментов; Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, умение слушать и Познавательные: широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для создания текстовых документов; навыки рационального использования имеющихся инструментов; Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, умение слушать и слышать, рассуждать Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда. Познавательные: широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для создания текстовых документов; навыки рационального использования имеющихся инструментов; Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, умение слушать и слышать, рассуждать понимание социальной, общекультурной роли в жизни современного человека навыков создания текстовых документов понимание социальной, общекультурной роли в жизни современного человека навыков квалифицированного клавиатурного письма в жизни современного человека навыков квалифицированного клавиатурного письма Презентация к § 4.4 http://metodist.lbz. ru/authors/informat ika/3/eor7.php, Оформить сообщение с использованием изуч. возможностей тр Презентация к § 4.3 http://metodist.lbz. ru/authors/informat ika/3/eor7.php, ru/authors/informat ika/3/eor7.php, Распознавани е текста и системы компьютерног о перевода Оценка количественн ых параметров текстовых документов Оформление реферата История вычислительн 26 27 28 Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда. Познавательные: широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для работы с текстовой информацией; Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, умение слушать и слышать, рассуждать Научатся: использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов понимание социальной, общекультурной роли в жизни современного Научатся: основным правилам оформления реферата Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда. Познавательные: широкий спектр способность применять теоретические знания для решения практических задач. понимание социальной, общекультурной роли в жизни современного человека навыков работы с программным обеспечением, поддерживающим работу с текстовой информацией Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда. Познавательные: умения выделять инвариантную сущность внешне различных объектов; Получат возможность: углубить знание основных Коммуникативные: усвоение принципов представления информации с помощью видеотехники, компьютера, умение слушать и текстовой информации в слышать, рассуждать компьютере; владение первичными навыками оценки количественных параметров текстовых документов Научатся: решать задачи на вычисление информационного объема текстового сообщения Получат возможность: навыки работы с программным оптического распознавания документов, компьютерными словарями и программамипереводчиками; слышать, рассуждать информации Презентация к § 4.4 http://metodist.lbz. ru/authors/informat ika/3/eor7.php, Презентация к § 4.6 http://metodist.lbz. ru/authors/informat ika/3/eor7.php, рт 199, 200 Презентация к § 4.5 http://metodist.lbz. ru/authors/informat ika/3/eor7.php, Перевести текст с р.яз на иностранный и обратно. Сравнить, прокоментировать . Обобщение и систематизац ия основных понятий темы Обработка текстовой информации. Проверочная работа. Тема «Мультимедиа» 30 Технология мультимедиа. 29 ой техники Получат возможность: систематизировать представления об основных понятиях, связанных с технологией мультимедиа; умения оценивать количественные параметры мультимедийных Научатся: решать задачи на вычисление объема памяти для записи звуковой и видеоинформации Получат возможность: систематизированные представления об основных понятиях, связанных с обработкой текстовой информации на компьютере Научатся: применять основные правила для создания текстовых документов Получат возможность: закрепить умения работы с несколькими текстовыми файлами; умения стилевого форматирования; умения форматирования страниц текстовых документов; Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда. Познавательные: умение выделять инвариантную сущность внешне различных объектов; Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, умение слушать и слышать, рассуждать умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для создания текстовых документов; навыки оформления реферата; Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, умение слушать и слышать, рассуждать Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда. Познавательные: основные навыки и умения использования инструментов создания текстовых документов для решения практических задач; Коммуникативные: усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, умение слушать и слышать, рассуждать способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам, связанным с практическим применением компьютеров способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам, связанным с практическим применением компьютеров человека навыков создания текстовых документов на компьютере. Презентация к § 5.1 http://metodist.lbz. ru/authors/informat ika/3/eor7.php, рт 225 Презентация к § 4.4 http://metodist.lbz. ru/authors/informat ika/3/eor7.php, тест Оформить реферат Компьютерны е презентации Создание мультимедийн ой презентации Обобщение и систематизац ия основных понятий главы Мультимедиа. Проверочная работа 31 32 33 Получат возможность: систематизировать представления об основных понятиях, Научатся: использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций Получат возможность: систематизировать представления об основных понятиях, связанных с компьютерными презентациями Научатся: использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций Получат возможность: систематизировать представления об основных понятиях, связанных с компьютерными презентациями; Научатся: использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций объектов Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда, коррекция, оценка, способность к волевому усилию Познавательные: основные навыки и умения использования инструментов создания мультимедийных презентаций для решения практических задач; Коммуникативные: умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, умение слушать и задавать вопросы, контроль, коррекция, оценка действий партнера Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда, коррекция, оценка, способность к волевому усилию Познавательные: навыки публичного представления результатов своей работы; Коммуникативные: умение выражать свои мысли, владение монологической и Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда. Познавательные: основные навыки и умения использования инструментов создания мультимедийных презентаций для решения практических задач; Коммуникативные: умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам, связанным с практическим способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам, связанным с практическим применением компьютеров способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам, связанным с практическим применением компьютеров Презентация к § 5.2 http://metodist.lbz. ru/authors/informat ika/3/eor7.php, Презентация к § 5.2 http://metodist.lbz. ru/authors/informat ika/3/eor7.php, создать презентацию на свободную тему. Презентация к § 5.2 http://metodist.lbz. ru/authors/informat ika/3/eor7.php, рт 214 Основные понятия курса. Итоговое тестирование. 34 35 Получат возможность: систематизировать представления об основных понятиях курса информатики, изученных в 7 классе Научатся: использовать возможности компьютера для осуществления образовательной деятельности Получат возможность: систематизировать представления об основных понятиях курса информатики, изученных в 7 классе Научатся: использовать возможности компьютера для осуществления образовательной деятельности связанных с мультимедийными технологиями; Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда. Познавательные: навыки эффективной работы с различными видами информации с помощью средств ИКТ Коммуникативные: умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль, коррекция, оценка действий партнера Итоговое повторение Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда. Познавательные: навыки эффективной работы с различными видами информации с помощью средств ИКТ Коммуникативные: умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль, коррекция, оценка действий партнера диалогической формами речи, контроль, коррекция, оценка действий партнера понимание роли информатики и ИКТ в жизни современного человека. понимание роли информатики и ИКТ в жизни современного человека. применением компьютеров. 2. Описание учебно-методического и материальнотехнического обеспечения образовательного процесса (включая ресурсы ИКТ); Для проведения плановых учебных занятий по информатике в школе имеется компьютерный класс. В компьютерном классе 11 компьютеров для школьников и один компьютер для педагога. Компьютеры объединены в локальную сеть с возможностью выхода в Интернет, что позволяет использовать сетевое решение для цифровых образовательных ресурсов. Технические характеристики компьютеров соответствуют современным требованиям. Кроме того, в ИКТ-кабинете есть: Принтер, сканер, проектор, акустические колонки на рабочем месте учителя. Компьютеры установлены в соответствии с требованиями санитарных правил и норм работы в компьютерном классе, с учетом соблюдения эргономических правил при работе учащихся за компьютерами. Компьютеры, которые расположены в ИКТ-кабинете, имеют операционную систему Windows и оснащены всеми программными средствами, имеющимися в наличии в школе, в том числе основными приложениями. В их число входят программы текстового редактора, электронных таблиц и баз данных, графические редакторы, простейшие звуковые редакторские средства и другие программные средства. 1. Информатика Программа для основной школы. 5-6 классы. 7-9 классы Авторы: Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. М.:Бином. Лаборатория знаний 2013 г., 88 с Сборник программ по информатике предназначен для использования при подготовке образовательной программы образовательного учреждения для основной ступени общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). Сборник содержит все необходимые материалы для планирования, организации обучения в новой информационной среде школы и подготовки отчетных документов, которые требуются в работе учителя и методиста по информатике. 2. Учебник Информатика для 7 класса Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. М.:Бином. Лаборатория знаний 2013 г. 224 с. Учебник предназначен для изучения курса «Информатика» в 7 классе общеобразовательной школы. Входит в состав умк по информатике для 5-9 классов, включающего авторскую программу, учебники, рабочие тетради, электронные приложения и методические пособия. Может использоваться после вводного курса информатики в 5-6 классах в рамках непрерывного изучения предмета или служить точкой входа в отдельный курс информатики в 7-9 классах. Выдержан принцип инвариантности к конкретным моделям компьютеров и версиям программного обеспечения. Теоретический материал поддержан развернутым аппаратом организации усвоения изучаемого материала, обеспечивающим подготовку школьников к сдаче экзамена за курс основной школы в формате ГИА Предполагается широкое использование ресурсов федеральных образовательных порталов, в том числе Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://sc.edu.ru/ Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.) 3. Информатика и ИКТ Рабочая тетрадь для 8 класса. Л.Л.Босова, А.Ю.Босова М.:Бином. Лаборатория знаний 2013 г. 95 с. Тетрадь содержит задания по следующим темам курса информатики: «Информатика и информационные процессы», «Компьютер как 4. 5. 6. 7. 8. универсальное устройство для работы с информацией», «Обработка графической и текстовой информации». Представлены задания в формате государственной итоговой аттестации. Электронное приложение к учебникам в авторской мастерской Л.Л.Босовой на сайте http://metodist.lbz.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://sc.edu.ru/ Федеральный центр информационных образовательных ресурсов http://fcior.ru ЦОР Семакина И.Г. Задачник-практикум Информатика и ИКТ в 2 т. под ред. И.Г.Семакина М.:Бином. Лаборатория знаний 2013 г – 312 с+ 296 с. В задачник включены разноуровневые задания, которые подобраны в соответствии с темами основного курса информатики и ИКТ (8 – 9 класса) и курса для старшей школы (базовый уровень) 3. Литература (основная, дополнительная): Информатика Программа для основной школы. 5-6 классы. 7-9 классы Авторы: Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. М.:Бином. Лаборатория знаний 2013 г., 88 с Учебник Информатика для 7 класса Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. М.:Бином. Лаборатория знаний 2013 г. 224 с. Информатика и ИКТ Рабочая тетрадь для 8 класса Л.Л.Босова, А.Ю.Босова М.:Бином. Лаборатория знаний 2013 г. 95 с. Контрольно-измерительные материалы. Информатика: 8 класс / Сост.М.В.Соловьева М.: ВАКО, 2012 -112 с. Задачник-практикум Информатика и ИКТ в 2 т. под ред. И.Г.Семакина М.:Бином. Лаборатория знаний 2013 г – 312 с, 296 с. 4. Лист внесения изменений Тема Причина корректировки Способ, форма Согласование с корректировки завучем