I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов. В результате освоения курса информатики в 8 классе Учащиеся получат представление: об алгоритмах обработки информации, их свойствах, основных алгоритмических конструкциях; о способах разработки и программной реализации алгоритмов; о программном принципе работы компьютера – универсального устройства обработки информации; о направлениях развития компьютерной техники; о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий. Учащиеся будут уметь: кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования; переводить единицы измерения количества информации; оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256; записывать и преобразовывать логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; формально исполнять алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд, обрабатывающие цепочки символов или списки, записанные на естественном и алгоритмическом языках; формально исполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы); использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей; составлять линейные алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования); создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (в том числе с логическими связками при задании условий) и повторения; создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования. II.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 8 класс Математические основы информатики (9 ч) Общие сведения о системах счисления. Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых чисел. Представление вещественных чисел. Высказывания. Логические операции. Логические выражения. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы. Аналитическая деятельность: анализировать любую позиционную систему как знаковую систему; определять диапазон целых чисел в n-разрядном представлении; анализировать логическую структуру высказываний; анализировать простейшие электронные схемы. Практическая деятельность: переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно; выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами; строить таблицы истинности для логических выражений; вычислять истинностное значение логического выражения. Основы алгоритмизации (7 ч) Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей, Удвоитель и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем. Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов. Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике. Аналитическая деятельность: приводить примеры формальных и неформальных исполнителей; придумывать задачи по управлению учебными исполнителями; выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами; определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм; анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма; определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм; осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи; сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи. Практическая деятельность: исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую; строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий; строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов; составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем; составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебным исполнителем; составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем; строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения; строить алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций и подпрограмм. Начала программирования на языке Паскаль (19 ч) Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы. Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка – тестирование. Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования. Аналитическая деятельность: анализировать готовые программы; определять по программе, для решения какой задачи она предназначена; выделять этапы решения задачи на компьютере. Практическая деятельность: программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений; разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций; разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла. III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Таблица тематического распределения количества часов № 1 2 3 4 Тема Количество часов Авторская программа Л.Л. Босовой Рабочая программа 1 12 10 9 2 34 8 8 19 35 Введение Математические основы информатики Основы алгоритмизации Начала программирования на языке Паскаль Резерв ИТОГО: Количество контрольных и практических работ № п/п Тема раздела Количество часов 1 Математические основы информатики Основы алгоритмизации Начала программирования на языке Паскаль ИТОГО: 8 2 3 В том числе Практические работы - Контрольные работы 1 8 19 7 1 1 35 7 4 Сокращения, используемые в рабочей программе: У – учебник, РТ – рабочая тетрадь. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (35 часов) № П/П 1 2 Дата ПЛАН Тема урока Система контроля ФАКТ I ЧЕТВЕРТЬ Глава 1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ ТБ. Общие сведения о системах счисления. §1.1., №2, 23 с. 14-16 (учебник); РТ: № 15(а), Двоичная система счисления. Двоичная ариф- 18, 23, 25-27, 33,34, 36, 38, 41. метика. Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления. Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. Представление целых чисел. Представление вещественных чисел. §1.1. РТ: 48-52, 54, 55, 59, 60. 4 Высказывание. Логические операции. Свойства логических операций. §1.3., № 3, 6-9 с.37-39(учебник). РТ: 77-81 5 Построение таблиц истинности для логических выражений. §1.3, № 10, 11 с.39 (учебник). РТ: 83, 84. 3 §1.2., № 3, 5, 7, 9 с. 21 (учебник). РТ: 62, 63, 67-71, 73, 74. 6 Решение логических задач с помощью таблиц истинности. §1.3, 12, 13 С. 30 (учебник). РТ: 88-91. 7 Решение логических задач путем преобразования логических выражений. Подготовка к контрольному тестированию. §1.3., 14-16 с. 40 (учебник). РТ: 92, 93. 8 Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Контрольное тестирование № 1 по теме «Математические основы информатики» Приготовить сообщения по темам (см. оборот с ДЗ). 9(1) Алгоритмы и исполнители (РТ: выполняются № 102(б), 103(а,б,в)). 10(2) Способы записи алгоритмов. 11(3) Объекты алгоритмов. Выполняются: № 13,14,.18, с. 7172(письменно), № 4,5,6,8,. с. 70(устно); РТ: № 120(1,6,8), № 121(а) Алгоритмическая конструкция 12(4) § §2.1, № 8,14 с. 55-56 (письменно, учебник). РТ: № 9598,100, 102(а,в), 103(г), 104-106, 108-110. §2.2, № 15,17-20 с. 56, №9, с. 62 (письменно, учебник). РТ: 11-114. §2.3, № 9,11,15-17, с. 70-72 (учебник). РТ: №115-119, 120(2-5,7,9), 121(б), 122-125. §2.4.1, № 3,4,6,9 с.91-92(письменно, учебник). РТ: № 13(5) 14(6) 15(7) 16(8) 17(1) 18(2) следование. Выполняются: РТ: № 127(а), 128(а,в), 133. 126,127(б,г,д),129-132. Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления. Неполная форма ветвления. Выполняются: РТ: № 135(а),137(а), 138(б), 140, 142. Учебник: №10, с.93. Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления. Неполная форма ветвления. Выполняются: РТ: № 135(а),137(а), 138(б), 140, 142. Учебник: №10, с.93. Алгоритмическая конструкция повторение. Выполняются: РТ: № 148, 149, 150(а), 151(а). §2.4.2, № 12. с.93 (письменно, учебник). РТ: №134,135(б),137(б) РТ: 138(а.в), 139, 141, 143-146 §2.1-2.4.2, 2.4.3, 24 с.94 (письменно учебник). РТ: 150(б),151(б),152(а),153,154,157,158(1,2),160(а),161(б),163. разгадать кроссворд РТ: № 167. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». Контрольное тестирование № 2 по теме «Основы алгоритмизации» III ЧЕТВЕРТЬ Глава 3. НАЧАЛА ПРОГРАММИРОВАНИЯ Алфавит и словарь языка про§ 3.1.1, 3.1.2. РТ: № 168-170. граммирования Паскаль. Типы данных используемых в языке Паскаль. Структура программы на языке § 3.1.3, 3.1.4. РТ: № 171-173. Повторить § 3.1.1, 3.1.2. 19(3) 20(4) 21(5) 22(6) 23(7) 24(8) 25(9) 26(10) 27 28 29 Паскаль. Оператор присваивания. Зачёт по теме «Общие сведения о языке программирования Паскаль» Организация ввода и вывода данных. Зачёт по теме «Организация ввода и вывода данных». Программирование линейных алгоритмов. Зачёт по теме «Программирование линейных алгоритмов». Программирование разветвляющихся алгоритмов. Зачёт по теме «Программирование разветвляющихся алгоритмов». Подготовка к контрольному тестированию по теме Начала программирования». Решение задач по теме «Программирование линейных алгоритмов и разветвляющихся алгоритмов» IV ЧЕТВЕРТЬ Анализ работы программ, содержащих циклы с заданным условием продолжения работы. Анализ работы программ, содержащих циклы с заданным условием окончания работы. Анализ работы программ, содержащих циклы с заданным числом повторений. Подготовиться к зачёту. Учебник(У): №10-12, с. 112-113. § 3.2. РТ: №174-176. Учебник(У): № 3,5,8-11, с. 119. Учебник(У): №2,4,6,7, с. 119. § 3.3. РТ: № 177-179. Учебник(У): № 4,5,9,12,15, с. 125127. Учебник(У): №2,3,10, с. 125-127. § 3.4. РТ: № 180-187. Учебник(У): № 6-9,11,12,15,16, с. 133-136. Учебник(У): №6-8,11,13,14,16, с. 126-128; № 3,5, с. 133; №10,13,14, с Учебник(У): №. 135-136. §3.5.1. № 188-195 §3.5. РТ: № 196 §3.5. РТ: № 197-201 30 31 32 33 34 35 Различные варианты программирования циклического алгоритма. Решение задач. Решение задач. Подготовка к контрольному тестированию по теме «Начала программирования» (РТ: № 212, 213). Контрольное тестирование № 3 по теме «Начала программирования» Обобщение и систематизация основных понятий за год (РТ: № 203-207). §3.5. РТ: № 202. §3.1-§3.5. РТ: 208, 209. Повторить §3.1-§3.5. Повторить §3.1-§3.5. РТ: 210. РТ: 211.