Рабочая программа по физике 9 класс

Министерство образования Республики Дагестан
Городское управление образования г. Махачкалы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 13»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета: Физика
Класс: 9
Всего часов по рабочему плану: 68
Количество часов в неделю: 2
Срок реализации: программа 2021-2022 уч. г.
Учебник: Перышкин А. В. Физика. 9 кл.: Учебник М.: Дрофа, 2014 г

Махачкала. 2021-2022 уч. год

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Физика» на уровне основного
общего образования разработана на основе:
∙ Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. От 31.12.2014 г., с изм. От 02.05.2015 г., с
изм. и доп., вступ. в силу с 3.03.2015 г.)
∙ Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, утвержденного приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации 17.12.2010 г. № 1897
∙ Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
31.12.2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный
государственный
образовательный
стандарт
основного
общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897»
∙ Примерной основной образовательной программы основного общего
образования,
одобренной
решением
федерального
учебно
–
методического объединения по общему образованию (протокол от
08.04.2015 г. № 1/15)
∙ Федерального базисного учебного (образовательного) плана изучения
физики в основной школе на 2021-2022 учебный год
∙ Учебного плана МБОУ «Гимназия № 13 » г. на 2021 – 2022 учебный год
∙ Авторской программы: Физика. 7 – 9 класс./ Тихонова Е.Н. Методическое
пособие: рекомендации по составлению рабочих программ. - М., Дрофа,
2014
Рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса, рассчитана на 68
часов в год (2 часа в неделю), реализуется при использовании учебно –
методического комплекса:
1. Физика. 9 класс./Учебник для общеобразовательных учреждений.
Перышкин А.В. - М.: Дрофа, 2014.
2. Физика. Рабочая тетрадь. 9 класс. /Т. А. Ханнанова, Н. К. Ханнанов.
3. Физика. Методическое пособие. 9 класс (авторы Е. М. Гутник, Е. В.
Рыбакова).
4. Физика. Тесты. 9 класс (авторы Н. К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова).
5. Физика. Дидактические материалы. 9 класс (авторы А. Е. Марон, Е. А.
Марон).
6. Физика. Сборник вопросов и задач. 7—9 классы (авторы А. Е. Марон,
С. В. Позойский, Е. А. Марон).
7. Электронное приложение к учебнику «Физик. 9 класс».

1

Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
∙ сформированность познавательных интересов на основе развития
интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
∙ убежденность в возможности познания природы, в необходимости
разумного использования достижений науки и технологий для
дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки
и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой
культуры;
∙ самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
∙ готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными
интересами и возможностями;
∙ мотивация образовательной деятельности школьников на основе
личностно-ориентированного подхода;
∙ формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам
открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
∙ овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний,
организации учебной деятельности, постановки целей, планирования,
самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями
предвидеть возможные результаты своих действий;
∙ понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их
объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами,
овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез
для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки
выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или
явлений;
∙ формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять
информацию в словесной, образной, символической формах,
анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии
с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного
текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
∙ приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора
информации с использованием различных источников и новых
информационных технологий для решения познавательных задач;
∙ развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои
мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку
зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
∙ освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение
эвристическими методами решения проблем;
∙ формирование умений работать в группе с выполнением различных
социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения,
вести дискуссию.
2

Предметные результаты:
∙ понимание и способность описывать и объяснять физические явления:
поступательное движение, смена дня и ночи на Земле, свободное падение
тел, невесомость, движение по окружности с постоянной по модулю
скоростью;
∙ знание и способность давать определения/описания физических понятий:
относительность движения, геоцентрическая и гелиоцентрическая
системы мира; реактивное движение; физических моделей: материальная
точка, система отсчета; физических величин: перемещение, скорость
равномерного прямолинейного движения, мгновенная скорость и
ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, скорость и
центростремительное ускорение при равномерном движении тела по
окружности, импульс;
∙ понимание смысла основных физических законов: законы Ньютона, закон
всемирного тяготения, закон сохранения импульса, закон сохранения
энергии и умение применять их на практике;
∙ умение приводить примеры технических устройств и живых организмов, в
основе перемещения которых лежит принцип реактивного движения;
знание и умение объяснять устройство и действие космических ракетносителей;
∙ умение измерять: мгновенную скорость и ускорение при равноускоренном
прямолинейном движении, центростремительное ускорение при
равномерном движении по окружности;
∙ понимание и способность описывать и объяснять физические явления:
колебания математического и пружинного маятников, резонанс (в том
числе звуковой), механические волны, длина волны, отражение звука, эхо;
∙ знание и способность давать определения физических понятий: свободные
колебания, колебательная система, маятник, затухающие колебания,
вынужденные колебания, звук и условия его распространения; физических
величин: амплитуда, период и частота колебаний, собственная частота
колебательной системы, высота, громкость звука, скорость звука;
физических моделей: математический маятник;
∙ владение экспериментальными методами исследования зависимости
периода и частоты колебаний маятника от длины его нити;
∙ понимание и способность описывать и объяснять физические
явления/процессы:
электромагнитная
индукция,
самоиндукция,
преломление света, дисперсия света, поглощение и испускание света
атомами, возникновение линейчатых спектров испускания и поглощения;
∙ знание и способность давать определения/описания физических понятий:
магнитное поле, линии магнитной индукции, однородное и неоднородное
магнитное поле, магнитный поток, переменный электрический ток,
электромагнитное поле, электромагнитные волны, электромагнитные
колебания, радиосвязь, видимый свет; физических величин: магнитная
3

∙
∙

∙
∙

∙
∙

∙
∙

∙

∙
∙
∙
∙
∙

∙

∙

индукция, индуктивность, период, частота и амплитуда электромагнитных
колебаний, показатели преломления света;
знание формулировок, понимание смысла и умение применять закон
преломления света и правило Ленца, квантовых постулатов Бора;
знание назначения, устройства и принципа действия технических
устройств: электромеханический индукционный генератор переменного
тока, трансформатор, колебательный контур, детектор, спектроскоп,
спектрограф;
понимание и способность описывать и объяснять физические явления:
радиоактивность, ионизирующие излучения;
знание и способность давать определения/описания физических понятий:
радиоактивность, альфа-, бета- и гамма-частицы; физических моделей:
модели строения атомов, предложенные Д. Томсоном и Э. Резерфордом;
протонно-нейтронная модель атомного ядра, модель процесса деления
ядра атома урана;
физических величин: поглощенная доза излучения, коэффициент качества,
эквивалентная доза, период полураспада;
умение приводить примеры и объяснять устройство и принцип действия
технических устройств и установок: счетчик Гейгера, камера Вильсона,
пузырьковая камера, ядерный реактор на медленных нейтронах;
умение измерять: мощность дозы радиоактивного излучения бытовым
дозиметром;
знание формулировок, понимание смысла и умение применять: закон
сохранения массового числа, закон сохранения заряда, закон
радиоактивного распада, правило смещения;
владение экспериментальными методами исследования в процессе
изучения зависимости мощности излучения продуктов распада радона от
времени;
понимание сути экспериментальных методов исследования частиц;
умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт,
экология, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.);
представление о составе, строении, происхождении и возрасте Солнечной
системы;
умение применять физические законы для объяснения движения планет
Солнечной системы;
знать, что существенными параметрами, отличающими звезды от планет,
являются их массы и источники энергии (термоядерные реакции в недрах
звезд и радиоактивные в недрах планет);
сравнивать физические и орбитальные параметры планет земной группы с
соответствующими параметрами планет-гигантов и находить в них общее
и различное;
объяснять суть эффекта Х. Доплера; формулировать и объяснять суть
закона Э. Хаббла, знать, что этот закон явился экспериментальным
4

∙

∙

подтверждением модели нестационарной Вселенной, открытой А. А.
Фридманом;
умение пользоваться методами научного исследования явлений природы:
проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений
с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между
физическими величинами, объяснять результаты и делать выводы,
оценивать границы погрешностей результатов измерений;
развитие теоретического мышления на основе формирования умений
устанавливать факты, различать причины и следствия, использовать
физические модели, выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать
доказательства выдвинутых гипотез.

5

Содержание учебного предмета.
Законы взаимодействия и движения тел (23 часа)
Механическое движение. Относительное движение. Система отсчета.
Материальная точка. Траектория. Путь и перемещение. Скорость —
векторная величина. Модуль вектора скорости. Равномерное прямолинейное
движение. Относительность механического движения. Графики зависимости
пути и модуля скорости от времени движения. Ускорение — векторная
величина. Равноускоренное прямолинейное движение. Графики зависимости
пути и модуля скорости равноускоренного прямолинейного движения от
времени движения. Движение по окружности с постоянной по модулю
скоростью. Центростремительное ускорение. Ускорение свободного падения.
Инерция. Инертность тел. Первый закон Ньютона. Инерциальная система
отсчета. Масса — скалярная величина. Сила — векторная величина. Второй
закон Ньютона. Сложение сил. Третий закон Ньютона. Гравитационные
силы. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Расчет первой космической скорости. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела, движущегося с
ускорением по вертикали. Невесомость и перезагрузки. Сила трения.
Импульс тела, импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное
движение. Ракеты Значение работ К. Э. Циолковского для космонавтики.
Достижения в освоении космического пространства.
Демонстрации.
Относительность движения. Прямолинейное и криволинейное движение.
Стробоскоп. Спидометр. Сложение перемещений. Падение тел в воздухе и
разряженном газе (в трубке Ньютона). Определение ускорения при
свободном падении. Направление скорости при движении по окружности.
Проявление инерции. Сравнение масс. Измерение сил. Второй закон
Ньютона. Сложение сил, действующих на тело под углом друг к другу.
Третий закон Ньютона. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Модель ракеты.
Лабораторная работа.
Исследование равноускоренного движения тела без начальной скорости.
Измерение ускорения свободного падения.
Демонстрации.
Механические колебания и волны. Звук (11 часов)
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные
колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота
колебаний. Гармонические колебания. Превращение энергии при
колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания.
Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и
продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее
распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука.
Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс. Интерференция
звука.
Демонстрации.
6

Свободные колебания груза на нити и груза на пружине. Зависимость
периода колебаний груза на пружине от жесткости пружины и массы груза.
Зависимость периода колебаний груза на нити от ее длины. Вынужденные
колебания. Резонанс маятников. Применение маятника в часах.
Распространение поперечных и продольных волн. Колеблющиеся тела как
источник звука. Зависимость громкости звука от амплитуды колебаний.
Зависимость высоты тона от частоты колебаний.
Лабораторная работа.
Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний
нитяного маятника от длины его нити.
Электромагнитное поле (10 часов)
Однородное и неоднородное магнитное поле.
Направление тока и
направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение
магнитного поля. Правило левой руки. Сила Ампера. Индукция магнитного
поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция.
Направление индукционного тока. Правило Ленца. Переменный ток.
Генератор переменного тока.
Передача электрической энергии на
расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость
распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных
излучений на живые организмы. Электромагнитная природа света.
Принципы радиосвязи и телевидения. Преломление света. Показатель
преломления. Дисперсия света. Цвета тел. Типы оптических спектров.
Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых
спектров.
Демонстрации.
Обнаружение магнитного поля проводника с током. Расположение
магнитных стрелок вокруг прямого проводника с током. Усиление
магнитного поля катушки с током введением в нее железного сердечника.
Применение электромагнитов. Движение прямого проводника и рамки с
током в магнитном поле. Устройство и действие электрического двигателя
постоянного тока. Модель генератора переменного тока. Взаимодействие
постоянных магнитов.
Лабораторные работы.
Изучение явления электромагнитной индукции.
Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.
Строение атома и атомного ядра (16 часов)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бетаи гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.
Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и
массового чисел. Экспериментальные методы исследования частиц.
Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и
массового чисел. Изотопы. Правила смещения для альфа - и бета-распада
Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная
энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
7

Дозиметрия. Период полураспада. Влияние радиоактивных излучений на
живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и
звезд.
Лабораторные работы.
Измерение естественного радиационного фона дозиметром.
Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа
радона.
Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
Строение и эволюция Вселенной (5 ч)
Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Планеты и малые
тела Солнечной системы. Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд.
Строение и эволюция Вселенной.
Повторение (3 час)

8

Тематическое планирование.
№
Дата
урока

По
плану

1

2
3
4

5
6

7

8

9
10
11
12

13
14
15
16

17

18
19

Раздел

Тема урока

Вид контроля

Фактичес
ки

Вводный инструктаж по
технике безопасности в
кабинете физики. Повторение
за курс 8 класса
Материальная точка.
Глава 1.
Система отсчёта
Законы
взаимодейств Путь и перемещение
ия и движения Перемещение при
тел (23 часа)
прямолинейном
равномерном движении
Прямолинейное
равноускоренное движение.
Скорость прямолинейного
равноускоренного
движения.
Перемещение при
прямолинейном
равноускоренном движении
Инструктаж по ТБ.
Л. р. № 1 «Исследование
равноускоренного
движения без начальной
скорости»
Решение задач по теме
«Основы кинематики».
К. р. № 1 «Основы
кинематики»
Относительность движения
Инерциальные системы
отсчёта. Первый закон
Ньютона
Второй закон Ньютона
Третий закон Ньютона
Свободное падение тел
Движение тела,
брошенного вертикально
вверх. Невесомость.
Инструктаж по ТБ
Л. р. № 2 «Измерение
ускорения свободного
падения»
Закон всемирного
тяготения
Криволинейное движение,
движение тела по
Повторение.
(1 часа)

9

Текущий

Текущий
Текущий
Текущий

Текущий
Текущий

Текущий

периодический

Текущий
периодический
Текущий
Текущий

Текущий
Текущий
Текущий
Текущий

периодический

Текущий
Текущий

20
21
22
23

24
25

Глава 2.
Механические
колебания и
волны. Звук
(11 часов)

26

27

28
29

30
31
32
33

34
35
36

37

Глава 3.
Электромагни
тное поле
(10 часов)

окружности с постоянной
по модулю скоростью
Импульс тела. Закон
сохранения импульса
Реактивное движение.
Ракеты
Энергия. Закон сохранения
энергии
К. р. № 2 «Динамика.
Законы сохранения в
механике»
Колебательное движение..
Маятник
Величины,
характеризующие
колебательное движение.
Инструктаж по ТБ
Л. р. № 3 «Исследование
зависимости периода и
частоты свободных
колебаний нитяного
маятника от длины его
нити»
Превращения энергии при
механических колебаниях.
Затухающие колебания.
Вынужденные колебания
Резонанс
Распространение колебаний
в среде. Продольные и
поперечные волны
Длина волны. Скорость
распространения волн
Источники звука. Звуковые
колебания.
Высота и тембр звука.
Громкость звука
Распространение звука.
Звуковые волны. Скорость
звука
Отражение звука. Эхо.
Резонанс
К. р. № 3 «Механические
колебания и волны»
Магнитное поле и его
графическое изображение.
Неоднородное и
однородное магнитные
поля
Направление тока и
направление линий его
10

Текущий
Текущий
Текущий
периодический

Текущий
Текущий

периодический

Текущий

Текущий
Текущий

Текущий
Текущий
Текущий
Текущий

Текущий
периодический
Текущий

Текущий

38
39
40

41
42
43
44

45
46

47
48

49

50
51

52
53
54

55

56
57

Глава 4.
Строение
атома и
атомного
ядра.
(16 часов)

магнитного поля.
Индукция магнитного поля.
Явление электромагнитной
индукции.
Инструктаж по ТБ
Л. р. № 4 «Изучение
явления электромагнитной
индукции»
Электромагнитное поле
Электромагнитные волны
Электромагнитная природа
света
Типы оптических спектров
Инструктаж по ТБ.
Л.р. № 5 «Наблюдение
сплошного и линейчатых
спектров испускания»
К. р. № 4
«Электромагнитное поле»
Радиоактивность как
свидетельство сложного
строения атомов
Модели атомов. Опыт
Резерфорда
Экспериментальные
методы исследования
частиц.
Инструктаж по ТБ
Л. Р. № 9 «Изучение треков
заряженных частиц по
готовым фотографиям»
Открытие протона и
нейтрона.
Состав атомного ядра.
Массовое число. Зарядовое
число. Ядерные силы.
Энергия связи. Дефект масс
Деление ядер урана. Цепная
реакция.
Инструктаж по ТБ
Л. Р. № 6 «Измерение
естественного
радиационного фона
дозиметром»
Инструктаж по ТБ
Л. Р. № 7 «Изучение
деления ядра атома урана
по фотографиям треков»
Ядерный реактор. Атомная
энергетика.
Инструктаж по ТБ
11

Текущий
Текущий
Текущий

периодический
Текущий
Текущий
Текущий

периодический
Текущий

Текущий
Текущий

периодический

Текущий
Текущий

Текущий
Текущий
периодический

Текущий

Текущий
Текущий

58

59
60
61

62
63
64

Глава 5.
Строение и
эволюция
Вселенной
(5 часов)

65
66
67
68

Итоговое
повторение
(3 часа)

Л. Р. № 8 «Оценка периода
полураспада находящихся в
воздухе продуктов распада
газа радона »
Инструктаж по ТБ
Л. Р. № 9 «Изучение треков
заряженных частиц по
готовым фотографиям»
Элементарные частицы.
Античастицы
К. р. № 5 «Строение атома
и атомного ядра»
Состав, строение и
происхождение Солнечной
системы.
Планеты и малые тела
Солнечной системы.
Строение, излучение и
эволюция Солнца и звезд
Строение и эволюция
Вселенной
Повторение за курс 9
класса
Повторение за курс 9
класса
Итоговый урок за курс 9
класса

12

Текущий

Текущий
Периодический
Текущий

Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Периодический


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8722 67 29 85

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».