Планируемые результаты изучения информатики Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов. В результате освоения курса информатики в 8-9 классах учащиеся получат представление: об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; о принципах кодирования информации; о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира; об алгоритмах обработки информации, их свойствах, основных алгоритмических конструкциях; о способах разработки и программной реализации алгоритмов; о программном принципе работы компьютера – универсального устройства обработки информации; о направлениях развития компьютерной техники; о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства; о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; об основных средствах и методах обработки числовой, текстовой, графической и мультимедийной информации; о технологиях обработки информационных массивов с использованием электронной таблицы или базы данных; о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм; о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий. Учащиеся будут уметь: приводить примеры информационных процессов, источников и приемников информации; кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования; переводить единицы измерения количества информации; оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256; записывать и преобразовывать логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей; формально исполнять алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд, обрабатывающие цепочки символов или списки, записанные на естественном и алгоритмическом языках; формально исполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин; использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей; составлять линейные алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования); создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (в том числе с логическими связками при задании условий) и повторения, вспомогательные алгоритмы и простые величины; создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования; оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности; создавать тексты посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте списки, таблицы, изображения, диаграммы, формулы; читать диаграммы, планы, карты и другие информационные модели; создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений, диаграмм, графов, блок-схем, таблиц (электронных таблиц), программ; переходить от одного представления данных к другому; создавать записи в базе данных; создавать презентации на основе шаблонов; использовать формулы для вычислений в электронных таблицах; проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных; искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам; передавать информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке; пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком). В качестве измерителей учебных достижений предполагается использование таких форм, как выполнение творческой работы, решение индивидуальной задачи, тестирование, а также выполнение практических и контрольных работ. Главным критерием оценки знаний по информатике является проведение внешней экспертизы в виде единого государственного экзамена по информатике. Также предполагается участие в конкурсах и олимпиадах разных форм и уровней. Содержание учебного предмета Моделирование и формализация (8 ч) Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования. Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и экономических явлений, при хранении и поиске данных. Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении практических задач. Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных. Аналитическая деятельность: различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни; осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования; оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования; определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи; приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира. Практическая деятельность: строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов); преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации; исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей; работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей; создавать однотабличные базы данных; осуществлять поиск записей в готовой базе данных; осуществлять сортировку записей в готовой базе данных. Алгоритмизация и программирование на языке Паскаль (8 ч) Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы. Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка – тестирование. Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования. Аналитическая деятельность: анализировать готовые программы; определять по программе, для решения какой задачи она предназначена; выделять этапы решения задачи на компьютере. Практическая деятельность: программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений; разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций; разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла; разрабатывать программы, содержащие подпрограмму; разрабатывать программы для обработки одномерного массива: o нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве; o подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию; o нахождение суммы всех элементов массива; o нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве; o сортировка элементов массива и пр. Обработка числовой информации (6 ч) Электронные (динамические) таблицы. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Использование формул. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных. Аналитическая деятельность: анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам; строить диаграммы и графики в электронных таблицах. Коммуникационные технологии (9 ч) Локальные и глобальные компьютерные сети. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете. Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа. Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет. Аналитическая деятельность: выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей; анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете; приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации; анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации. Практическая деятельность: осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума; определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками; проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций; создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-странички, включающей графические объекты; проявлять избирательность в работе с информацией, исходя из морально-этических соображений, позитивных социальных установок и интересов индивидуального развития. Приоритетные учебные действия, формируемые в 9 классе № п/п Разделы и тема Количест во часов 1 Цели изучения курса информатики и ИКТ. 1 Техника безопасности и организация рабочего места. Входной контроль. Учебные действия Компетенция 2 Моделирование и формализация 8 Сравнительный анализ Познаватель3 Алгоритмизация и программирование 8 информационная 4 Обработка числовой информации 6 5 Коммуникационные технологии 9 Посторение собственной образовательной Поисково6 Итоговое повторение 1 траектории исследовательская Всего 33 Написание реферата Учебная Тематическое планирование по курсу 9 класс «Информатика и ИКТ» № п/п Разделы и тема Количест во часов № урока Дата Тема урока Планируемые результаты Метапредметные Личностные факт. план Предметные Формы организации учебных занятий и основные виды учебной деятельности Дом. зад Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: фронтальная беседа с классом, работа у доски стр. 3-4, подготовить сообщение «Человек в информационном обществе» Введение (1 ч) 1 Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Научатся: выполнять требования по ТБ Получат возможность: углубить общие представления о месте информатики в системе других наук, о целях изучения курса информатики Регулятивные: Ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно; организация рабочего места, выполнение правил гигиены учебного труда Познавательные: формируется способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества Коммуникативные: Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания; умение работать с учебником Глава 1. Моделирование и формализация (8 ч) Формируются умения и навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. 2/1 Входной контроль. Моделирование как метод познания Научатся: получат представление о модели, моделировании, цели моделирования, форматировании; Различать натуральные и информационные модели; Приводить примеры моделей для реальных объектов и процессов. Получат возможность научиться различать образные, знаковые и смешанные информационные модели; Осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные с точки зрения моделирования; Оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования Регулятивные: планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи; внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия случае расхождения ожидаемого результата и его реального продукта. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Адекватная мотивация учебной деятельности. Понимание роли информационного моделирования в условиях развития информационного общества Тестирование. Беседа, просмотр презентации «Моделирование как метод познания», работа с тетрадью на печатной основе (р.т.), работа у доски. Фронтальная, индивидуальная 3/2 Знаковые модели Научатся: получат представление о сущности и разнообразии знаковых информационных моделей; Работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей. Получат возможность научиться: определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи; Исследовать с помощью информа- Регулятивные: планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: владение информационным моделированием как важным методом познания; формирование критиче- Формирование понятия связи различных явлений, процессов, объектов с информационной деятельностью человека; Представле- Работа с презентацией «Знаковые модели». Интерактивное задание «Изучение закона сохранения импульса», игра «Равноплечий рычаг» §1.1, задания №2-4, 78 к §1.1. *Подгот овить презентацию на одну из тем: «Когда используют модели?», «Для чего используют модели?», «Этапы построестроения информационной модели» §1.2, задания №13, 7 к §1.2. *Подгот овить презентацию по одной из тем: 4/3 Графические информационные модели. Практическая работа №1 «Построение графических моделей» ционных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей. ского мышления – способность устанавливать противоречие, т.е. несоответствие между желаемым и действительным; исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации ние о сферах применения информационного моделирования. Научатся: получат представление о сущности и разнообразии графических информационных моделей Получат возможность научиться: создавать графические информационные модели в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: владение информационным моделированием как важным методом познания; поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания; умение выполнять построение и исследование информационной модели, в том числе на компьютере. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответст- Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; представление о сферах применения информационного моделирования Исследовательская Индивидуальная, фронтальная «Разнообразие моделей, изучаемых в школе», «Примеры использования компьютерных моделей» Просмотр пре- §1.3, зазентации дания «Графические №1-5, 7информацион- 9, 12 к §1.3 ные модели». Фронтальный опрос, работа у доски, практическая работа. Фронтальная, парная 5/4 Табличные информационные модели. Практическая работа №2 «Построение табличных моделей» 6/5 База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных. Практическая работа №3 «Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы» 7/6 Система управления базами данных. Практическая работа №4 «Проектирование и создание однотабличной базы данных». Научатся: получат представление о сущности и разнообразии табличных информационных моделей; использовать таблицы при решении задач, строить и исследовать табличные модели. Получат возможность научиться: определять различия между таблицами типа «объект-объект» и «объект-свойство», определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи. Научатся: получат представление о сущности и разнообразии информационных систем и баз данных Получат возможность научиться: видеть различие между иерархическими, сетевыми и реляционными БД. вии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация труда Познавательные: получать и обрабатывать информацию Коммуникативные: умение слушать и слышать, рассуждать, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий; преобразовывать практическую задачу в учебную. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме Коммуникативные: влаНаучатся: получат представление о функциях СУБД, основных объек- дение монологической и диалогической речи в сотах СУБД; ответствии с грамматичеприобретут простейшие умения скими и синтаксическими создания однотабличной БД нормами родного языка Получат возможность научиться: редактировать структуру таблицы Представление о сферах применения информационного моделирования; адекватная мотивация учебной деятельности Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности. Понимание роли информационных систем и баз данных в жизни современного человека. Актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности. Презентация «Табличные информационные модели». Фронтальный опрос, работа у доски и в тетрадях, практическая работа Фронтальная, индивидуальная, парная Презентация «База данных как модель предметной области». Проверочная работа, работа у доски и в тетрадях, практическая работа. Индивидуальная, фронтальная, парная Презентация «Система управления базами данных». Работа с учебником, выполнение заданий в тетрадях, практическая работа. §1.4, задания№1-5 к §1.4 §1.5, задания №1-10 к §1.5 §1.6 (п. 1-3), вопросы и задания №1-5 к §1.6. *Разраб отка однотабличной ИндивидуальБД по ная, фронталь- собстная, парная венному замыслу 8/7 Работа с базой данных. Запросы на выборку данных. Практическая работа №5 «Работа с учебной базой данных» Научатся: создавать и использовать однотабличные БД Получат возможность научиться: реализовывать запросы на выборку в БД 9/8 Обобщение и сис- Научатся: грамотно оперировать тематизация основ- основными понятиями темы «Моных понятий темы делирование и формализация» «Моделирование и формализация». Контрольная работа №1 «Моделирование и формализация» (в форме итогового теста к главе 1 из электронного приложения к учебнику) §1.6; тестовые задания для самоконтроля к главе 1. *Работа с интерактивным задачником. Актуализация Повтознаний по изу- рить осченной теме. новные Тестирование. понятия Фронтальная, главы 1. индивидуальная Проверочная работа Практическая работа Индивидуальная, парная Регулятивные: контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: способность видеть инвариантную сущность внешне различных объектов; Выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: умение с достаточной Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности. Понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных техно- полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации логий. Глава 2. Алгоритмизация и программирование (8ч) 10/1 Решение задач на Научатся: получат представление компьютере. об основных этапах решения задачи на компьютере Получат возможность научиться: выбирать подходящий способ для решения задачи 11/2 Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива. Практическая работа №6 «Написание программ, реализующих алгоритмы заполне- Научатся: получат представление о понятиях «одномерный массив», «значение элемента массива», «индекс элемента массива»; умение описывать, заполнять и выводить массив. Получат возможность научиться: сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи. Регулятивные: формирование алгоритмического мышления – умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели (личной, коллективной, учебной, игровой и т.д.); умение решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий на естественных и формальных языках; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков; Синтез как составление целого из частей, в том Алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности Владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации. Проявлять познаватель- Презентация «Решение задач на компьютере». Работа с учебником, выполнение заданий у доски и в тетрадях. Фронтальная, индивидуальная. §2.1, вопросы и задания №1-13 к §2.1 Презентация «Одномерные массивы целых чисел». Фронтальный опрос, работа с учебником, выполнение заданий в тетрадях, практи- §2.2 (п. 1-3), вопросы и задания №1-5 к §2.2 ния и вывод одномерных массивов» 12/3 Вычисление суммы элементов массива. Практическая работа №7 «Написание программ, реализующих алгоритмы вычисления суммы элементов массива» 13/4 Последовательный поиск в массиве. Практическая работа №8 «Написание программ, реализующих алгоритмы поиска в массиве» Научатся: разрабатывать и записывать на языке программирования алгоритмы по обработке одномерного массива Получат возможность научиться: исполнять циклические программы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов; суммирование элементов с определенными индексами; суммирование элементов массива с заданными свойствами) Научатся: разрабатывать и записывать на языке программирования алгоритмы по обработке одномерного массива Получат возможность научиться: исполнять циклические программы обработки одномерного массива чисел (определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/наименьшего элементов массива и др.) числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: умение определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи (план, алгоритм), а также адекватно оценивать и применять свои способности в коллективной деятельности. ную инициативу в учебном сотрудничестве ческая работа. Фронтальная, индивидуальная, парная Фронтальный опрос, практическая работа. Фронтальная, индивидуальная §2.2 (п. 4), задание №6 к §2.2 Фронтальный опрос, практическая работа. Фронтальная, индивидуальная §2.2 (п. 5), задания №79 к §2.2 14/5 Сортировка массива. Практическая работа №9 «Написание программ, реализующих алгоритмы сортировки в массиве» 15/6 Конструирование алгоритмов. Научатся: разрабатывать и записывать на языке программирования алгоритмы по обработке одномерного массива Получат возможность научиться: исполнять циклические программы обработки одномерного массива чисел (упорядочение элементов массива по заданным правилам) Научатся: получат представление о методах конструирования алгоритма; Представлять план действий формального исполнителя по решению задачи укрупненными шагами (модулями). Получат возможность научиться: осуществлять детализацию каждого из укрупненных шагов формального исполнителя с помощью понятных ему команд. 16/7 Запись вспомогательных алгоритмов на языке программирования. Практическая работа №10 «Написание программ, содержащих вспомогательные алгоритмы» Научатся: получат представление о способах записи вспомогательных алгоритмов в языке программирования; Различать виды подпрограмм (процедура и функция). Получат возможность научиться: разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие Фронтальный опрос, практическая работа. Фронтальная, индивидуальная Просмотр и разбор презентации «Конструирование алгоритмов». Фронтальный опрос, работа у доски и выполнение заданий в тетрадях. Фронтальная, индивидуальная §2.2 (п. 6), задания №10-11 к §2.2 §2.3, вопросы и задания №1-11 к §2.3. *самост оятельно познакомиться с понятием рекурсивного алгоритма (с. 85-86 в учебнике) Фронтальный §2.4, воопрос, практи- просы и ческая работа. задания Фронтальная, №1-10 к индивидуаль§2.4; ная, парная тестовые задания для самокон- вспомогательные алгоритмы. 17/8 Алгоритмы управления. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Алгоритмизация и программирование». Контрольная работа №2 «Алгоритмизация и программирование» (разноуровневая контрольная работа) Научатся: получат представление о понятии управления, объекте управления, управляющей системе, обратной связи Получат возможность научиться: записывать алгоритмы управления формальным исполнителем с помощью понятных ему команд; Записывать алгоритмы управления на языке программирования). 18/1 Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы. Практическая работа №11 «Основы работы в электронных таблицах» Научатся: получат представление о назначении и интерфейсе электронных таблиц, о типах данных, обрабатываемых в электронных таблицах. Получат возможность научиться: подготавливать электронную таблицу к расчетам, создавать структуру таблицы и заполнять ее данными. троля к главе 2. Регулятивные: контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: способность видеть инвариантную сущность внешне различных объектов; Выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Глава 3. Обработка числовой информации (6 ч) Регулятивные: - формирование информационной и алгоритмической культуры; -формирование алгоритмического мышления – умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели (личной, Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности Актуализация знаний по изученной теме. Выполнение заданий контрольной работы. Фронтальная, индивидуальная §2.5, вопросы №1-7 к §2.5 Представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека. Формирова- Фронтальный опрос, практическая работа. Фронтальная, индивидуальная, парная §3.1, вопросы и задания№116 к §3.1 19/2 Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа №12 «Вычисления в электронных таблицах» Научатся: получат представление об организации вычислений в электронных таблицах, об относительных, абсолютных и смешанных ссылках; Создавать относительные и абсолютные ссылки для решения задач. Получат возможность научиться: выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. 20/3 Встроенные функции. Логические функции. Практическая работа №13 «Использование встроенных функций» Научатся: приобретут навыки создания электронных таблиц, выполнения в них расчётов по вводимым пользователем и встроенным формулам. Получат возможность научиться: проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы. 21/4 Сортировка и поиск данных. Практическая работа №14 «Сортировка и поиск данных» Научатся: приобретут навыки создания электронных таблиц, выполнения в них расчётов по вводимым пользователем и встроенным формулам, выполнения операций сортировки и поиска данных в электронных таблицах. Получат возможность научить- коллективной, учебной, игровой и др.); - умение формулировать проблему и находить способы ее решения; - умение вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения начального плана (или эталона), реального действия и его результата; - умение извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах и графиках; - овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения. Познавательные: умение отображать учебный материал, выделять существенное, формирование обобщенных знаний; Умение структурировать знания; Рефлексия способов и условий действия, контроль о оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение адекватно оцени- ние готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ Фронтальный опрос, работа у доски, практическая работа Фронтальная, индивидуальная, парная §3.2 (п. 1), вопросы и задания №1-12 к §3.2. *практи ческое Освоение тизадание пичных си6 или 7 туаций управ(раздел ления персо«Заданальными ния для средствами практиИКТ, включая ческих цифровую работ» бытовую техпосле нику главы 3) Презентация §3.2 (п. «Организация 2,3), вовычислений в просы и электронных задания таблицах». №12-17 Фронтальный к §3.2 опрос, работа у доски, практическая работа Фронтальная, индивидуальная, парная Презентация §3.3 «Средства ана- (п.1), лиза и визуали- вопросы зации данных». и задаФронтальный ния №1опрос, работа с 5 к §3.3 учебником, практическая ся: проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы. 22/5 Построение диаграмм и графиков. Практическая работа №15 «Построение диаграмм и графиков» 23/6 Обобщение и систематизация основных понятий главы «Обработка числовой информации в электронных таблицах». Контрольная работа №3 по теме «Обработка числовой информации в электронных таблицах» (интерактивный итоговый тест к главе 3). вать и применять свои способности в коллективной деятельности; управление поведением партнёра – контроль, корНаучатся: приобретут навыки - построения диаграмм и графиков в рекция, оценка действий партнёра; электронных таблицах; умение осознанно и про- ввода данных в готовую таблицу, извольно строить речевое изменения данных, перехода к гравысказывание в устной и фическому представлению. письменной речи. Получат возможность научиться: проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы. Научатся: навыки использования электронных таблиц. Получат возможность научиться: проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы. работа Фронтальная, индивидуальная, парная Фронтальный §3.3 (п. опрос, работа с 2), воучебником, просы и практическая задания работа №6-12 к Фронтальная, §3.3 индивидуальная, парная Актуализация знаний по изученной теме. Тестирование. Фронтальная, индивидуальная Повторить основные понятия главы 3 Просмотр и разбор презентации «Локальные и глобальные компьютерные сети». Фронтальный §4.1, задания №1-13 к §4.1 Глава 4. Коммуникационные технологии (9 ч) 24/1 Локальные и гло- Научатся: основам организации и бальные компью- функционирования компьютерных терные сети. сетей. Получат возможность научиться: расширить представления и компьютерных сетях распространения и обмена информацией Регулятивные: - определять способы действий, умение планировать свою деятельность; - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание Понимание роли информационных процессов в современном мире; представление о сферах при- 25/2 26/3 27/4 Как устроен Ин- Научатся: получат основные предтернет. IP-адрес ставления об организации и функкомпьютера. ционировании компьютерной сети Интернет Получат возможность научиться: оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам. Доменная система Научатся: получат основные имен. Протоколы представления об организации и передачи данных. функционировании компьютерной сети Интернет; общие представления о доменной системе имен, о протоколах передачи данных Получат возможность научиться: организовывать поиск информации в среде коллективного использования ресурсов Всемирная паути- Научатся: получат основные на. Файловые архи- представления об организации и вы. функционировании компьютерной Практическая ра- сети Интернет; бота 16 «Поиск общие представления о файловых информации в се- архивах, о структуре адреса документа в Интернете; ти Интернет» - составлять запросы для поиска информации в Интернете. Получат возможность научиться: организовывать поиск информации в среде коллективного использования ресурсов качества и уровня усвоения; - умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Познавательные: - самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности; - применение методов информационного поиска. В том числе с помощью компьютерных средств; - умение структурировать знания; общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи; - умение использовать информационные ресурсы общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности. Коммуникативные: - умение с достаточной менения компьютерных сетей в различных сферах деятельности человека. Готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ. Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития инфор- опрос, работа с учебником Фронтальная Презентация «Всемирная компьютерная сеть Интернет». Фронтальный опрос, работа с учебником Фронтальная Фронтальный опрос, работа с учебником. Фронтальная Презентация «Информационные ресурсы и сервисы Интернета». Фронтальный опрос, практическая работа Фронтальная, индивидуальная, парная §4.2 (п. 1, 2), вопросы и задания №18 к §4.2 §4.2 (п. 3, 4), задания №9-12 к §4.2 §4.3 (п. 1, 2), задания №1-9 к §4.3 28/5 29/6 30/7 Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет. Практическая работа №17 «Работа с электронной почтой» Технология создания сайта. Содержание и структура сайта. Практическая работа №18 «Разработка содержания и структуры сайта» Научатся: получат общие представления о схеме работы электронной почты Получат возможность научиться: использовать информационные ресурсы общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности. Научатся: получат общие представления о технологии создания сайтов Получат возможность научиться: представления и компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности Научатся: получат представление о содержании и стуктуре сайта; Создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-страницы, включающей графические объекты. Получат возможность научиться: представления и компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности полнотой и точностью мационного выражать свои мысли в общества соответствии с задачами и условиями коммуникации; - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Фронтальный §4.3 (п. опрос, работа с 3), задаучебником, ния практическая №10-20 работа к §4.3 Фронтальная, индивидуальная, парная Презентация «Создание webсайта». Фронтальный опрос, работа с учебником Фронтальная, индивидуальная §4.4 (п. 1), вопросы №1-2 к §4.4 Фронтальный §4.4 (п. опрос, работа с 2), воучебником, просы практическая №3-4 к §4.4 работа Фронтальная, индивидуальная, парная Оформление сайта. Практическая работа №19 «Оформление сайта» 31/8 Размещение сайта в Интернете. Практическая работа №20 «Размещение сайта в Интернете» 32/9 Обобщение и систематизация основных понятий главы «Коммуникационные технологии». Контрольная работа №4 по теме «Коммуникационные технологии» (интерактивный тест к главе 4) Научатся: оформлять сайт в соответствии с определенными требованиями Получат возможность научиться: представления и компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности Научатся: размещать сайт в сети Интернет. Получат возможность научиться: представления и компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности Научатся: получат основные представления об организации и функционировании компьютерной сети Интернет. Получат возможность научиться: представления и компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности Фронтальный §4.4 (п. опрос, работа с 3-4), воучебником, просы практическая №5-9 к работа §4.4 Фронтальная, индивидуальная, парная Регулятивные: – преобразовывать практическую задачу в образовательную; – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: --самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности Актуализация знаний по изученной теме. Тестирование Фронтальная, индивидуальная Повторить основные понятия, изученные в курсе 9 класса Подготовиться к тесту Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию Резерв. Итоговое повторение (2 ч) Итоговое повторение. Итоговое тестирование 33 Научатся: использовать возможности компьютера для осуществления образовательной деятельности Получат возможность научиться: систематизировать представления об основных понятиях курса информатики, изученных в 9 классе Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда. Познавательные: навыки эффективной работы с различными видами информации с помощью средств ИКТ Коммуникативные: умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль, коррекция, оценка действий партнера Понимание Тестирование. роли инфорИндивидуальматики и ИКТ ная в жизни современного человека.