Календарно-тематическое планирование на 2021 – 2022 учебный год Предмет, класс Коррекция недостатков письменной и устной речи 2 класс Количество часов в неделю 2 часа Дидактические материалы: Рабочая тетрадь Мазанова Е.В. «Коррекция аграмматической дисграфии», «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза», Козырева Л.М. тетрадь для логопедических занятий: «Слова друзья, слова неприятели. «Путешествие в страну падежей», раздаточный материал - Ефименкова Л.Г., , настольные игры, ребусы, презентации. Составлена в соответствии с логопедическим заключением: Недостатки чтения и письма, обусловленные ОНР, (Смешанная форма дисграфии: Дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза с элементами аграмматической дисграфии, акустической). программным материалом по русскому языку и чтению во 2 классе. Число плановых контрольных работ: 3 диктанта (сентябрь, январь, май) Характеристика групп учащихся вторых классов По результатам диагностики письменной речи (диктант) в конце первого и в начале второго класса на коррекционно-развивающие занятия зачислены учащиеся с логопедическим заключением: Общее недоразвитие речи (третьего уровня), Нерезко выраженное общее недоразвитие речи (четвертый уровень речевого развития). Сформированы 2 группы. Форма проведения занятий – групповая. Количество часов в неделю – 2 часа. Материал расположен по четвертям: 1 четверть – 10 часов. 2 четверть – 12 час. З четверть – 23 часов. 4 четверть – 11 часов. Дети, зачисленные на занятия к логопеду, наряду с «логопедическими» темами, изучаемыми на коррекционных занятиях, закрепляют знания, полученные в классе: графическое оформление предложений, правописание имен собственных, правописание гласных в корне слова и после шипящих Ж-Ш-Ч-Щ-Ц, правописание ЧН-ЧК, употребление Ь. Последняя тема изучается на занятиях во время знакомства с мягкими и твердыми согласными, так как является частью программы по изучению твердых и мягких согласных и дифференциации этих звуков на письме. К концу обучения дети должны звать; — артикуляцию всех звуков родного языка, все буквы родного алфавита; — признаки гласных и согласных звуков; — твердые и мягкие согласные звуки и буквы, их обозначающие; — звонкие и глухие согласные звуки и буквы, их обозначающие; — артикуляционно и акустически близкие звуки и буквы, их обозначающие; — термины: артикуляция, звук, буквы, звонкий, глухой и т.д.; — графическое изображение смешиваемых звуков. К концу обучения дети должны уметь: — различать гласные и согласные звуки; — различать твердые и мягкие звуки; — различать акустически близкие звуки; — различать звонкие и глухие согласные звуки; — обозначать смешиваемые звуки схематично; — производить фонетический разбор; — подбирать слова на заданный звук; — объяснять значения слов паронимов; — дифференцировать смешиваемые звуки на всех этапах в устной и письменной речи; — писать слуховые и зрительные диктанты; — пользоваться смешиваемыми звуками в самостоятельной речи. Второй год обучения (54 часов). I этап. (Повторение) “Развитие фонетико-фонематической стороны речи”(22 часа) II этап. Развитие лексико-грамматической стороны речи (25 часов) III этап. Развитие связной речи (7часов) По факту /примеча ния/ Дата проведен ия Кол-во часов Тематическая активизация и обогащение словаря. Классификация предметов, обобщающие слова (овощи, фрукты, ягоды, деревья, грибы, цветы, посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, электроприборы, продукты питания, рыбы, насекомые, птицы, животные). Предмет и его части. Детеныши птиц и животных. Жилища птиц и животных. Профессии. Времена года, явления природы. Временные понятия. Форма. Цвета и оттенки. Праздники. Мой город. Другие темы. Второй год коррекционной работы начинается с повторения, пройденного материала на первом году обучения. Основные навыки и умения Тема (Цели занятия) I этап. Вводное занятие. Звуки и буквы. Слог. Слоговой состав слова. Ударение. Гласные первого и второго ряда. Обозначение мягкости при помощи гласных 2 ряда. Твердые и мягкие согласные перед гласными ы – и. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными а – я. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными о – ё. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными у – ю. Обозначение мягкости с помощью мягкого знака. Обозначение мягкости с помощью ь знака. Мягкий знак в середине слова. Дифференциация свистящих звуков [С - Ц] Дифференциация [Ц - Ч] 1 2 1 2 1 2.10 3,9.10 10.10 16,17.10 23.10 1 24.10 1 30.10 1 31.10 1 14.11 1 15.11 1 21.11 2 2 22.11 27.11 28,4.12 Дифференциация звуков [Ч Щ] 1 5.12 Наблюдать в сравнении артикуляцию парных гласных, отмечая сходство (анализ речедвигательных и слуховых ощущений с опорой на зрительное восприятие и без). Показать смыслоразличительную роль гласных. Тренировать в различении твердых и мягких согласных. Обозначение мягкости с помощью гласных 2 ряда. формирование умения выбирать ту или иную гласную букву, опираясь на твердость или мягкость впереди стоящего согласного. сформировать понятие о мягкости согласных с помощью мягкого знака. Учить детей слышать и выделять твердое и мягкое звучание согласных звуков. Закрепить правильное произношение и различение звуков. Соотнесение звуков с буквами. Развивать слуховое внимание. Дифференциация [Ш - Ж] Оглушение звонких согласных в середине слова. Правописание звонких и глухих согласных в конце слова. Разделительный мягкий знак после парных звонких и глухих согласных. 1 1 11.12 12.12 1 28.12 1 25.12 Проверочная работа 1 26.12 Состав Слова. Корень слова. Однокоренные слова. 1 15.01 Безударные гласные. Безударная гласная в корне слова. Проверочные слова. 1 1 16.01 22.01 Суффиксальный способ словообразования. 2 29, 30.01 Приставочное словообразование. Приставки. 2 31.01 5.02 Учить проверять сомнительную согласную в середине слова. Учить проверять сомнительную согласную в конце слова. Учить слышать в слове мягкий согласный и небольшую паузу перед полным звучанием последующего гласного 2 ряда. Проверка усвоения тем I этапа. II этап (3 четверть) Учить выделять из слов корень. Различать лексический смысл родственных слов. Учить слышать разницу в звучании одного и того же гласного звука в ударной и безударной позиции. Тренироваться в подборе проверочных слов. Суффиксы со значением уменьшения, увеличения, образующими названия профессий. Практическое усвоение приставочного способа образования слов. (приближение, преувеличение) Предлоги. 2 6.02 12.02 Приставки и предлоги 1 13.02 Состав слова. 1 29.02 Проверочная работа 1 20.02 1 26,27.02 Дифференцировать живые и неживые предметы. 2 5,6.03 Упражнять в практическом использовании категории числа и рода. 2 12,13.03 Предупреждение аграмматизма в речи учащихся. Наблюдение за изменением формы слова по падежным вопросам. 1 19.03 1 20.03 Упражнять детей в словообразовании существительных путем сложения основ по образцу. Учить находить слова действия, задавать к ним вопрос. Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? Имя существительное. Изменение имени существительного по числам и родам. Словоизменение. Изменение имен существительных по падежам. Закрепление падежных форм. Сложные слова. Слово. Слова, обозначающие действие предмета. Глагол. Сформировать представление о смысловой значимости предлогов. Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами. Учить выделять и дифференцировать предлоги и приставки, уметь их писать и находить в предложении. Формировать умение пользоваться различными способами словообразования. Изменение глагола по лицам, числам и родам. Слова, отвечающие на вопрос: Какой? Какая? Какое? Имя прилагательное Дифференциация слов предметов, признаков, действий. Слова с противоположным значением. Антонимы. (Сущ., прилаг., глагол) Синонимы 1 26.03 1 27.03 1 2.04 Дифференцировать слова предметы, признаки, действия. Игра «Лото» 1 3.04 1 9.04 Познакомить с антонимами, находить антонимичные пары в предложениях и текстах. Познакомить со словами синонимами. III этап. Предложения. 1 10.04 Связь слов в предложении (управление, согласование, примыкание) 2 16.04 17.04 Предложение и текст. 1 23.04 Овладение грамматическими категориями глагола, словоизмение глагола, согласование с сущ. в роде, числе, падеже. Учить находить слова признаки, задавать к ним вопрос. Практическое усвоение детьми различных видов предложений: по интонации, по цели высказывания. Связь слов в предложении (З: 1, 2) Развитие умения устанавливать связь слов в предложении; практическое усвоение. (З:3,4,5) Закрепление понятия текст (рассказ), соотнесение рассказанного(написанного) с заданной темой. (З: 7) Восстановление деформированного Редактирование. 1 24.04 текста. Составление рассказа отдельных предложений. из 1 30.004 Составление вопросам. по 1 7.05 Составление плана к тексту. 1 8.05 Резерв времени 2 рассказа Развивать умение восстанавливать текст, замечать логические ошибки, совершенствовать написанное (З: 8) Развивать навыки построения связного высказывания, определение последовательности предложений. (З: 9) Закрепление навыков построения связного высказывания. (З:10) Учит делить текст на части, определять их границы, подбирать заголовки к каждой части. (З: 11)